Крепление объектива nikon. Блог дмитрия евтифеева

, D5600 , D800E , D810 , D810a , D850 , , D3x , , D4s , , + (и ее модификации) и Kodak DCS Pro SLR/n (и ее модификации) + , S3 Pro UVIR , IS Pro .

Список всех цифровых беззеркальных фотоаппаратов Nikon с байонетом Nikon Z

Список всех объективов "Nikon Nikkor Z" / "Nikon S-line" для беззеркальных фотоаппаратов с байонетом Nikon Z

  1. Nikon Nikkor Z 24 mm 1:1.8 S
  2. Nikon Nikkor Z 1:0.95 Noct (анонс разработки)

Все указанные объективы имеют встроенный шаговый мотор фокусировки Nikon STM (Stepping Motor), аналогичный объективам . А также электромагнитную диафрагму, аналогичную объективам .

Буква ‘S’ в данных объектива означает только их принадлежность к новой линейки беззеркальных объективов Nikon S .

Точный список системных беззеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой Nikon 1:

Nikon выпустила ряд беззеркальных камер со сменной оптикой и байонетом Nikon 1 и объективами 1 Nikkor (их же называют Nikon CX).

  • , Nikon 1 J2 , Nikon 1 J3 , Nikon 1 J4 , Nikon 1 J5 .
  • Nikon 1 S1 , Nikon 1 S2
  • Nikon 1 V1 , Nikon 1 V2 , Nikon 1 V3

На этих камерах лучше всего использовать специально разработанные объективы Nikon CX (то же самое, что и 1 Nikkor).

Точный список всех объективов 1 Nikkor:

UPD: летом 2018 система Nikon 1 прекратила свое развитие.

Цифровые фотоаппараты и объективы Nikon FX и Nikon DX, их разница

В зависимости от величины сенсора цифрозеркальные и беззеркальные фотоаппараты Nikon делятся на два вида: FX и DX. Точно так же маркируются и объективы для этих фотоаппаратов.

Объективы FX предназначены для полноформатных FX фотоаппаратов (их еще называют полнокадровыми, или полноразмерными, или Full-Frame).

Объективы DX предназначены для кропнутых DX фотоаппаратов (их еще называют кропами, или фотоаппаратами с APS-C размером сенсора).

На фотоаппаратах Nikon FX установлена матрица величиной с классическую 35 мм пленку, на камерах DX установлена матрица меньшего размера, так называемая ‘кропнутая’, с диагональю кадра в 1.5 раза меньше, нежели в FX.

Полноформатный фотоаппарат имеет маркировку ‘FX’ на своем корпусе. Здесь он показан вместе с полноформатным объективом

До появления фотоаппаратов Nikon DX существовали только полнокадровые фотоаппараты и объективы Nikon FX, которые на самом деле не имеют обозначения FX , так как на то время не нужно было разделять полный кадр и кропнутый. Примеры объективов от полнокадровых камер:

Как видите, в названии объектива приставка ‘FX’ не указывается. Если на объективе нет обозначения DX или CX — значит это полнокадровый объектив для FX камеры.

После появления цифрозеркальных камер Nikon DX, производитель, для экономии на стекле, металле и пластмассе, начал производство объективов DX. И все объективы для кропнутых фотоаппаратов уже имели обозначение DX. Примеры объективов DX:

Как видите, все объективы имеют в названии буквы DX.

Важно о DX и FX


Точный список всех камер Nikon DX :

Все фотоаппараты серии Nikon DX имеют одинаковый реальный физический размер своего сенсора (матрицы). Размер приблизительно равняется 23.6 мм Х 15.8 мм. Физический размер напрямую не связан с количеством МегаПикселей.


Точный список всех камер Nikon FX

Очень важно, настолько важно, что это должен знать каждый: все фотоаппараты серии Nikon FX имеют одинаковый реальный физический размер своего сенсора (матрицы). Размер приблизительно равняется 36 мм Х 24 мм. Физический размер напрямую не связан с количеством МегаПикселей.

  • Все объективы Nikon DX можно и желательно использовать на камерах с кропнутой матрицей серии Nikon DX (точный список указан выше).
  • Все объективы Nikon DX можно использовать на полнокадровых камерах таких как Nikon D3 , D3x , , D4s , , , D800E , D810 , D810a , D850 но при этом камера будет либо использовать для получения фотографии только часть своего сенсора, либо получаемое изображение будет иметь неисправимое виньетирование и другие искажения по краям и углам кадра. Это связано с тем, что DX объективы не могут проецировать изображение на большУю матрицу FX камер. Использование объективов DX на FX камерах не рекомендуется . Полнокадровые камеры могут автоматически распознать объектив DX и настроиться для работы с ним. Лично я не вижу смысла покупать дорогую полнокадровую цифрозеркальную камеру и использовать на ней более ‘простые’ объективы DX.
  • Для всех камер Nikon FX рекомендуется использовать только объективы Nikon FX.
  • Все полнокадровые объективы (объективы от FX камер) можно без каких-либо проблем использовать на DX камерах, при этом нужно только учитывать визуальный эффект от .

В качестве примера, снимок на полнокадровую камеру FX (Full Frame) и кропнутый объектив . Камера настроена в режим полнокадровой работы ‘область изображения FX ‘. Видно, что кропнутый объектив дает черные углы (виньетку) и снимок не пригоден к использованию.

Если же сделать ту же фотографию, но в режиме фотоппарата ‘область изображения DX ‘, то камера автоматически будет использовать только центральную область своей матрицы и в результате снимок будет как с любой другой камеры Nikon DХ. Ниже тот же снимок на FX (Full Frame) в режиме ‘область изображения DX ‘.

Действительно, полноформатные камеры Nikon FX могут использовать кропнутые объективы в режиме кадрирования ‘DX’. В этом режиме будет использоваться только центральная часть сенсора фотоаппарата, равная по своим размерам сенсору, использующего в камерах Nikon DX, что позволит избежать виньетирования с использованием кропнутого объектива на полноформатных камерах. Для этого в меню фотоаппарата достаточно включить функцию ‘Область изображения’->’Выбр. область изображения’ и выбрать там значение ‘Формат DX 24х16’.

Если подытожить вышеперечисленные пункты, то напрашивается маленький вывод - обычные объективы FX можно использовать на всех видах камер: FX и DX. А объективы от кропнутых DX камер не рекомендуется использовать на полнокадровых камерах FX.

Точный список всех объективов Nikon DX Nikkor

Фиксы

  1. Nikon DX AF Fisheye Nikkor 10.5mm 1:2.8G ED с золотым колечком ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 35mm 1:1.8G SWM Aspherical ()
  3. Nikon DX AF-S Micro Nikkor 40mm 1:2.8G SWM ()
  4. Nikon DX AF-S Micro Nikkor 85mm 1:3.5G ED VR SWM IF Micro 1:1 ()

Широкоугольные

  1. Nikon DX AF-P Nikkor 10-20mm 1:4.5-5.6G VR ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 10-24mm
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 12-24mm 1:4 G ED SWM IF Aspherical с золотым колечком ()

Универсальные

  1. Nikon DX AF-S Nikkor 16-80mm 1:2.8-4 E N ED VR Nano Crystal Coat SWM IF Aspherical с золотым колечком ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 16-85mm
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 17-55mm 1:2.8 G ED SWM IF Aspherical с золотым колечком ()
  4. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G ED SWM Aspherical [черный/серебристый] ()
  5. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6GII ED SWM Aspherical [черный/серебристый] ()
  6. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G SWM VR Aspherical ()
  7. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6GII VR II ()
  8. Nikon DX AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G ()
  9. Nikon DX AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G VR ()
  10. Nikon DX AF-S Nikkor 18-70mm 1:3.5-4.5G ED SWM IF Aspherical ()
  11. Nikon DX AF-S Nikkor 18-105mm
  12. Nikon DX AF-S Nikkor 18-135mm 1:3.5-5.6G ED SWM IF Aspherical ()
  13. Nikon DX AF-S Nikkor 18-140mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical [Таиланд/Китай] ()
  14. Nikon DX AF-S Nikkor 18-200mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical [Япония/Китай] ()
  15. Nikon DX AF-S Nikkor 18-200mm 1:3.5-5.6GII ED SWM VR IF Aspherical ()
  16. Nikon DX AF-S Nikkor 18-300mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical ()
  17. Nikon DX AF-S Nikkor 18-300mm 1:3.5-6.3 G ED SWM VR IF Aspherical ()

Телевики

  1. Nikon DX AF-S Nikkor 55-200mm 1:4-5.6G ED SWM [черный/серебристый, Япония/Китай] ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 55-200mm 1:4-5.6G ED VR IF SWM ()
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 55-200mm 1:4-5.6GII ED VR II ()
  4. Nikon DX AF-S Nikkor 55-300mm 1:4.5-5.6G ED VR SWM HRI ()
  5. Nikon DX AF-P Nikkor 70-300mm 1:4.5-6.3 G ED ()
  6. Nikon DX AF-P Nikkor 70-300mm 1:4.5-6.3 G ED VR ()

Профессиональные объективы Nikon DX

Я не со зла обозвал объективы Nikon DX более ‘простыми’. Так уж повелось, что вся профессиональная оптика Nikon - это объективы для полного кадра. Единственными профессиональными объективами для камер Nikon DX можно считать:

Эти объективы имеют золотое колечко возле передней линзы — признак объективов высшего класса. Данные объективы находятся в списке Nikon NPS (Nikon Professional Services — ‘Профессиональный Сервис Nikon’).

Внимание: На объективах Nikon Nikkor DX указано не эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР), а физическое реальное фокусное расстояние объектива. Фокусное расстояние — это физический параметр самого объектива, который не изменяется при установке на разные камеры. И для FX и DX объективов, чтобы узнать ЭФР при использовании на кропнутых DX камерах нужно фокусное расстояние умножить на Kf=1.5X. Например, ЭФР объектива на кропнутой камере будет составлять 27-82,5мм (18*1.5 и 55*1.5). Взаимосвязь фокусного расстояния и угла обзора можно посмотреть .

Полезно: если в меню полноформатных фотоаппаратов в настройке «Подсветка точки АФ» выбрать значение «Выкл.», то после включения одного из режимов кадрирования (по факту — кропа) неиспользуемая область изображения, видимого в , будет затемнена, что сильно облегчит визирование с использованием кроп-режима. Ниже показано как затемняются неиспользуемые области при включении определенных режимов кропа.

О возможности автоматической фокусировки

За возможность автоматической фокусировки объектива на объективе Nikon Nikkor отвечают обозначения AF, AF-I, AF-S и AF-P .

В чём разница между AF-S/AF-P/AF-I и AF объективами? В объективе AF фокусировка происходит за счет мотора фотоаппарата, в таких случаях говорят, что у фотоаппарата есть ‘отвертка’ или мотор фокусировки. Напротив, в объективах AF-S/AF-I/AF-P фокусировка происходит за счет мотора, непосредственно встроенного в сам объектив.

Объективы с обозначением ‘AF’

С данными фотоаппаратами не будет работать только автоматическая фокусировка и звуковое подтверждение фокусировки, все остальные важные функции, такие как автоматический замер и автоматическое управления диафрагмой будут работать хорошо.

Объективы с обозначением ‘AF-S’

У таких объективов мотор фокусировки уже встроен непосредственно в корпус объектива. Такие объективы будут автоматически фокусироваться на всех камерах Nikon. К таким объективам можно отнести .

Обозначение ‘AF-S’ на основном имени объектива, которое обычно пишется золотистыми буквами. На фотографии показан

Почти всегда на объективах AF-S можно встретить еще приставку ‘SWM’, что означает Silent Wave Motor (тихий волновой/ультразвуковой мотор).

Метка ‘SWM’, нанесенная на информационную табличку объектива

Важно: SWM моторы бывают двух основных видов, детали .

Если использовать оптику от других производителей, то нужно точно знать, имеет ли объектив встроенный мотор или нет, обозначения у каждого производителя свои собственные и не пересекаются с обозначениями объективов Nikon Nikkor.

Важно: из-за определенных особенностей, связанных , на камерах , D3500 не будут нормально работать следующие объективы типа ‘AF-S D’ (это касается только этих фотоаппаратов):

  1. Nikon ED AF-S Nikkor 300mm 1:2.8D
  2. Nikon ED AF-S Nikkor 500mm 1:4D
  3. Nikon ED AF-S Nikkor 600mm 1:4D
  4. а также все объективы ,

Объективы с обозначением ‘AF-P’

В январе 2016 года компания Nikon представила объективы Nikon Nikkor линейки ‘AF-P’. Обозначение ‘AF-P’ (A uto F ocus P ulse motor) указывает на наличие быстрого и шагового мотора фокусировки Nikon STM (Stepping Motor). Объективы ‘AF-P’ работают аналогично ‘AF-S’, только тише, быстрей и точней. Такой же тип мотора используется и у .

Обозначение ‘AF-P’ на объективе Nikon DX AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G

Обратите внимание, что не все фотоаппараты Nikon смогут корректно работать с ‘AF-P’ объективами, для некоторых фотоаппаратов придется обновить прошивку, чтобы была полная совместимость с ‘AF-P’.

Полный список объективов Nikon ‘AF-P’:

Автоматическая фокусировка с объективами AF-P будет работать только с фотоаппаратами (точный список):

Автоматическая и ручная фокусировка не будет работать с фотоаппаратами (точный список):

Объективы с обозначением ‘AF-I’

Стороной стоят объективы Nikon AF-I. Сами по себе объективы типа ‘AF-I’ (Auto Focus Internal Motor) — очень редкие объективы, к тому же и очень дорогие. Некоторые пользователи ошибочно называют их ‘AF-1’ (‘АФ-один’).

Часть таких объективов для фокусировки используют встроенный мотор фокусировки, построенный на базе обычных электрических микро-моторов, которые во время фокусировки изрядно шумят. Точных данных по тому, какой именно тип мотора используется в объективах Nikon AF-I нет.

Внимание: нет и точных сведений, будут ли камеры любительского уровня работаться с такими объективами. Но, скорее всего, ни один смертный никогда не установит подобный объектив на простую любительскую камеру.

Полный список объективов Nikon AF-I:

  1. Nikon ED AF-I Nikkor 300mm 1:2.8D, 1992-1996
  2. Nikon ED AF-I Nikkor 400mm 1:2.8D, 1994-1998
  3. Nikon ED AF-I Nikkor 500mm 1:4D, 1994-1997
  4. Nikon ED AF-I Nikkor 600mm 1:4D, 1992-1996

При выборе объектива самыми важными параметрами как раз является его тип (FX, DX) и метод фокусировки. Если Вы теперь знаете, какая у Вас камера FX или DX, со встроенным мотором фокусировки или без, то подобрав объектив всего по этим двум параметрам Вы получите все нужные функции для съемки.

Обычно объективы без встроенного мотора фокусировки стоят дешевле своих моторизированных аналогов. Если у Вас камера с мотором, то в определенном смысле можно экономить на объективах. В качестве примера можете посмотреть на , который стоит очень дешево:

О возможностях управления диафрагмой

На объективах Nikon можно встретить еще одно интересное обозначение — букву ‘G’ - объектив с такой буковкой может управлять диафрагмой только непосредственно с камеры, а кольца управления диафрагмой у объектива нет.

G (‘Gelded’) объективы, фактически, невозможно использовать с некоторыми старыми пленочными камерами, так как диафрагма там будет постоянно закрыта. Также, объективы с кольцом управления диафрагмой (Non-G) можно более гибко использовать для разного рода фото изысканий, например, таких как .

Мифы : часто говорят, что есть ‘D’ и ‘G’ объективы, D - с кольцом управления диафрагмой, а G - без кольца управления диафрагмой. На самом деле это заблуждение — буква ‘D’ (или ‘AF-D’) говорит о возможности передачи в камеру дистанции фокусировки до объекта - это упрощает просчитывания мощности вспышки для правильной . Заблуждение связано с тем, что почти все ‘D’ объективы имеют кольцо управление диафрагмой, ибо раньше не обозначали разделение на объективы с кольцом диафрагмы и без кольца диафрагмы.

Разница объектива G и без G (на примере объективов и )

Выступ для считывания крайнего положения кольца диафрагмы на объективе , который является объективом NON-G типа, то есть, таким, у которого есть кольцо управления диафрагмой.

Очень важно: чтобы объектив ‘NON-G’ типа (с кольцом диафрагмы) использовать точно так же, как и объектив G-типа (управлять диафрагмой с камеры), нужно перевести кольцо управления диафрагмой в максимальное значение числа F, обычно это F16, F22, F32 и переключить специальный фиксатор на объективе, который зафиксирует кольцо управления диафрагмой в неподвижном положении. Разные объективы либо сами защелкивают кольцо в крайнем положении, либо требуют ручной фиксации с помощью специального переключателя. Если этого не сделать, на ряде камер на дисплее будет отображена ошибка ‘fEE’ (не установлено кольцо диафрагмы).

Некоторые камеры позволяют управлять диафрагмой с автофокусными NON-G объективами в режимах замера

В данной статье мы поможем разобраться с обозначениями, которыми маркируются современные объективы компании NIKON . На сегодняшний день в своих цифровых фотокамерах NIKON использует два байонета: Nikon F и Nikon 1 mount (или еще называют Nikon CX ).

Байонет Nikon F был представлен в 1959 году и дожил до наших дней, правда оброс немалым количеством усовершенствований и обновлений. Справедливости ради нужно сказать, что даже самые древние не автофокусные объективы 60-х годов можно накрутить на современные цифро-зеркальные камеры и получить работоспособную систему (правда, не всегда и с некоторыми ограничениями и оговорками). Стоит также добавить, что некоторые старые объективы полностью НЕ СОВМЕСТИМЫ с современными камерами. В том смысле, что резьба байонета совместима, но пользоваться ими нельзя, так как используются разные рабочие отрезки и есть риск просто сломать зеркало камеры.

Видно как сильно "оброс" электрическими контактами F-банонет. Слева - образца 70-х годов, справа - современный

Nikon 1 mount (Nikon CX) - байонет, используемый в беззеркальных цифровых камерах компании NIKON . Стандарт был представлен в сентябре 2011 года. Матрица формата CX имеет кроп-фактор, равный 2,7.

Итак, давайте разбираться.

Первое и основное: Все объективы NIKON производятся под торговой маркой NIKKOR .

Торговая марка NIKKOR появилась в 1932 году, как европеизированное написание более раннего варианта Nikkō (日光) , который, в свою очередь, являлся сокращением полного тогдашнего названия компании Nippon Kōgaku («Японская оптика»; 日本光学) . Nikkō также означает «солнечный свет» и является названием одного из японских городов. Первый объектив под торговой маркой NIKKOR , «Aero-NIKKOR» , был выпущен в 1933 году (взято в Wikipedia - прим. авт.).

Существует два основных разветвления объективов для байонета F , предназначенных для определенных типов цифровых зеркальных камер - это FX и DX . FX - объективы для полнокадровых зеркальных камер, DX - для неполных APS-C матриц («кропнутых» матриц - кроп-фактор = 1.5). Обратите внимание, что аббревиатуру FX на корпусе объектива вы не встретите. То есть, если нет обозначений DX , CX или 1 NIKKOR , значит перед вами объектив для полнокадровых камер - FX .

Таким образом:

  • Объективы FX можно использовать и с полнокадровыми камерами и с APS-C (кропнутыми) камерами. Но при использовании с кропнутыми камерами, нужно учитывать кроп-фактор - 1,5 .
  • Объективы DX можно накрутить на полнокадровые камеры, но использовать не желательно, так как нельзя будет получить полное изображение из-за уменьшенного рабочего отрезка объектива. В итоге, на фотографии будет сильное виньетирование - закругленные черные углы. Современные полнокадровые камеры обладают функцией «использование DX-кадра», позволяющей использовать только среднюю часть матрицы для получения изображения при помощи объективов DX , но полноценной «защиты от дурака» - нет.
  • Объективы FX/DX не имеют резьбовой совместимости с камерами Nikon 1 , так как применены разные байонеты, но использовать их возможно через специальный переходник FT1 . Правда, возможно ТОЛЬКО использование объективов AF-S (о них - в статье дальше), да и то не всех. Подробнее таблицу совместимостей можно посмотреть .
  • Объективы CX / 1 NIKKOR технически не совместимы с FX / DX камерами.

Выше рассмотрены характеристики объективов, отталкиваясь от принадлежности их к определенному типу камеры. Но фактически, первые обозначения в названии объектива, которые вы встретите будут касаться его принадлежност к "автофокусности" или специализированному назначению:

  • AF (Autofocus) — автофокусные объективы без встроенного мотора фокусировки. В них используется встроенный в камеру мотор для автофокусировки («отверточная» камера). Если на камере отсутствует "отвертка" (во всех новых бюджетных камерах ее нет), объектив будет работать без автофокусировки.

  • AF-S (AutoFocus Silent wave motor) — новое поколение объективов с мотором автофокусировки, для таких объективов не требуется наличие «отвёртки» в камере, фокусировка осуществляется посредством электронных связей объектива-камеры.

  • AF-P - автофокусные объективы, оснащенные шаговыми микродвигателями. Шаговый двигатель позволяет осуществлять очень тихую, быструю, а главное - точную фокусировку.
  • PC - (Perspective control) - объективы с возможностью регулировки сдвига и наклона перспективы, именуемые обычно Tilt-Shift (тильт-шифт) объективами. Tilt - наклон, Shift - сдвиг (англ.). Все тильт-шифт объективы - не автофокусные (только с ручной фокусировкой).
  • PC-E - тильт-шифт объективы с ручной фокусировкий и (E ) электронным приводом диафрагмы.

  • Если подобные обозначения отсутствуют , значит перед нами - неавтофокусные объективы с ручной фокусировкий для FX -камер (полный кадр).
  • Все без исключения объективы CX / 1 NIKKOR являются автофокусными.

Кроме того, Вам могут встретиться еще такие обозначения, но все они относятся к объективам, которые уже достаточно давно сняты с производства, и данные обозначения на новой продукции не встречаются:

  • A / Pre-AI - первыеобъективы с ручной фокусировкой и ручным индексированием диафрагмы, появившиеся под F-байонет.
  • AI / AI-S (Automatic Indexing) — объективы без автофокуса, но уже с электронным индексированием диафрагмы
  • AI-P — объективы без автофокуса, аналогично предыдущим, дополнительно снабжены электронным экспозамером.
  • AF-N (AF-new cosmetics) — объективы с прорезиненным кольцом ручной фокусировки. Тоже самое, что и AF, только с "нормальным" кольцом фокусировки, которым можно было пользоваться. Так как первые версии AF предпологали ненужность фокусировки руками, кольцо фокусировки было маленьким, тугим и непригодным для использования. С какого то момента, необходимость такого обозначения отпала, так как все объективы начали делать с удобным фокусировочным кольцом.
  • AF-D (AF-Distance Information) — объективы с возможностью передавать камере расстояние до объекта. В настоящие время, на современных объективах, это обозначение не используется так как все новые объективы оснащаются такой возможностью.
  • AF-I (AF-Internal Motor) — первое поколение объективов со встроенным мотором автофокусировки. Поначалу им снабжались только очень дорогие телефокусные объективы.

После вышеперечисленного, в названии объектива, можно встретить еще такие обозначения:

Micro (Макро-объектив) - обозначение специализированных объективов, предназначенных для для мАкросъемки). Кажется, только NIKON решили всех перехитрить и как-то "ни как у всех" обозначить этот тип линз).

Fisheye (Рыбий глаз) - разновидность сверхширокоугольных объективов с неисправленной дисторсией (в данном случае - бочкообразным геометрическим искажением). От обычных короткофокусных объективов отличается прежде всего углом поля зрения, близким к 180° или превышающим его.

Zoom (ЗУМ-объектив) - раньше обозначались объективы с переменным фокусным расстоянием. Сейчас zoom - уже не пишут.

Далее, следует числовое обозначение . Одним числом (например - 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются ФИКС объективы. Двумя числами через дефис (например - 17-40mm, 70-200mm, 100-400mm), ЗУМ-объективы с переменным фокусным расстоянием, от минимального до максимально возможного.

Потом всегда указываются максимально возможные, для этого фокусного расстояния, значения . Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):

  • 1:1.8 - встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
  • 1:3.5-5.6 - встречается на зум-объективах.

Выше рассмотренные обозначения - фокусное расстояние и диафрагма, это основные параметры, которые присутствуют всегда и на всех объективах.

Кроме них, в названии объектива можно встретить еще и такое:

  • VR (Vibration Reduction) — оптический стабилизатор изображения
  • D (D-type) - объективы, которые передают информацию о расстоянии до объекта съемки в корпус автофокусных фотокамер. Основное преимущество D-type объективов - возможность использование автоматического TTL режима вспышки, так как именно там имеет ключевое значение расстояние до объекта.
  • G (G-type) — современные объективы, не имеющие кольца диафрагмы, диафрагма устанавливается из меню фотокамеры. Они, как и D-type - тоже передают информацию о расстоянии до объекта.
  • E (E-type) - то же, что и G-type, только диафрагма закрывается электромагнитным мотором, встроенным в корпус объектива (в G - она закрывается механическим элементом)

  • ED (Extra-low Dispersion) - в объективе используются стекло со сверхнизким рассеиванием (низкодисперсное) для снижения хроматических аберраций.
  • FL (Fluorite) - применяется флюоритовый элемент, обладающий исключительно низким коэффициентом рассеивания и устраняющий вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации ещё эффективнее, чем сверхнизкодисперсионное стекло (ED)
  • IF (Internal Focusing) - объектив не меняющий физических размеров при зумировании, фокусировка происходит за счёт смещения линз внутри объектива.
  • PF (Phase Fresnel) - применение линз Френеля позволяет уменьшить вес и габариты объектива. Кроме того, линзы Френеля способствуют устранению хроматических аберраций.
  • II, III - римские цифры в обозначении обозначают просто обновленную версию объектива, не более того.

Кроме того, на корпусе объектива могут попадаться еще и такие обозначения:

  • SIC (Super Integrated Coating) - объектив с многослойным просветляющим покрытием, которое помогает сократить двоение изображения и блики до минимального уровня.
  • AS (Aspherical) - в объективе используются асферические элементы для устранения сферических аберраций, комы и прочих искажений.
  • HRI (High Refractive Index) - использование линз с высоким коэффициентом преломления, позволяющие компенсировать как искривление поля, так и сферические аберрации.
  • ML (Meniscus Protective) - cкругленный менисковый защитный стеклянный элемент устанавливается спереди объектива для минимизации двоения изображения путем рассеивания света, отраженного от матрицы или пленки и защитного стекла. Использование менисковых защитных линз гарантирует получение четких изображений.
  • N (Nano Crystal coat) - использование нанокристаллического покрытия, позволяющего уменьшить блики и отражения.
  • SWM (Silent Wave Motor) - ультразвуковой фокусировочный мотор, который используется в AF-S объективах.
  • CRC (Close Range Correction) - система коррекции, помогающая фокусировке на короткой дистанции. Система CRC используется в объективах типа «рыбий глаз», широкоугольных объективах, объективах Micro, а также в некоторых телеобъективах NIKKOR среднего диапазона.
  • RF (Rear Focusing) - фокусировка задней группы линз. Фактически - частный случай внутренней фокусировки (IF).
  • RD - закругленная диафрагма. В закругленной диафрагме используются лепестки, разработанные для создания круглого отверстия для получения более красивого смягчающего эффекта размытия.
  • DC (Defocus Control) - в объективе есть функция контроля боке, позволяющая получить более интереское размытие заднего плана. Особенно актуально в портретной съемке.
  • Noct — светосильная оптика для астрофотографии.

Обратите внимание, что не все обозначения могут быть нанесены на корпус объектива. Так как многие технологии уже стали правилом "хорошего тона" и применяются практически во всей линейке продукции (как напимер HRI или SIC ), упоминанио о них вы найдете только в спецификациях современных объективов - в мануале или на сайте.

Кроме того, стоит упомянуть технологии, которые встречаются пока что, только в объективах CX (1 Nikkor) для беззеркальных систем:

  • AW (All Weather) - водонепроницаемые объективы для водонепроницаемых камер ;
  • PD-Zoom (Power Drive Zoom) - объективы со встроенным мотором для зумирования, предназначенные в первую очередь для съемки видео. Смысл в том,что трансфокатор не крутим руками, а нажимая рычаг - плавно приближаем/удаляем.

Ну и напоследок - рассмотрим элементы управления, которые тоже можно встретить на корпусе определенных объективов:

Все вышеуказанные рычаги управления меняют определенные функции, встроенные в объектив.

A - M - включение и выключение автофокуса. Обратите внимание, что при включенном автофокусе А - крутить кольцо фокусировки нельзя, так как можно сломать фокусировочный механизм,

M/A - M - включение и выключение автофокуса. Но при включенном М/А режиме автофокус работает до тех пор, пока вы не начнете крутить кольцо фокусировки, после чего автофокус выключается и можно руками производить дофокусировку. Как только отпускаете фокусировочное кольцо - снова включается автофокус.

A/M - M - тоже включение и выключение автофокуса. Разница с M/A в том, что автофокус работает постоянно, и если вы вдруг случайно задели рукой фокусировочное кольцо, автофокус вернет фокусировку туда, куда нужно, то есть объектив в приоритет ставит автоматическую фокусировку. А вот у M/A , приоритетом является ручная фокусировка, и если вы руками "дофокусировались" - автоматика поправлять Вас не будет.

FULL - (∞ - 3m) - уточняет дистанцию, на которой будет осуществляться фокусировка. В данном случае, если объект явно ближе 3-х метром, включаем FULL режим. Если дальше 3-х метров, то переключаем ползунок во второй режим (от 3 метров до бесконечности). Эта функция нужна для того, чтобы "продлить жизнь" фокусировочному мотору, так как он, при переключении определенного режима, не будет делать лишнюю работу, понимая с какой дистанции "ловить" объект в фокус.

VR (ON - OFF - NORMAL - SPORT) - включение и выключение оптической стабилизации изображения, а также специфические функции использования стабилизатора. Необходимо, в первую очередь, для съемки со штатива, так как стабилизацию в этом случае желательно выключать.

Кроме вышеперечисленных, Вам могут попадаться еще какие-то специфические рычаги включения или выключения тех или иных функций, в этой статье пока что не описанных. Мы будем стараться осветить их в обзорах конкретных объективов на нашем сайте.

Вообще, у NIKON , в связи с попыткой сохранить старый байонет, а соответственно и совместимость старой оптики с новыми камерами, появилось огромное количество разного рода "нюансов и тонкостей", не вникнув в которые можно купить "не совсем то", что подходит именно для вашей камеры.

Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что покупая новую технику одного поколения - таких "нюансов" будет немного, NIKON проводит большую работу унифицируя свои продукты, а возникнуть они могут только при покупке элементов разных поколений. Например - старого б/у объектива к современной камере.

Надеюсь, эта статья ответит на многие вопросы и поможет Вам в выборе. Со временем она будет обновляться и "обрастать" новой информацией - следите за обновлениями и оставайтесь с нами!

В настоящее время на рынке б/у фото техники присутствует достаточно большое количество старых среднеформатных объективов еще советского производства. Встречаются также объективы и иностранного производства. Средний формат — классфотоаппаратуры, рассчитанной на широкую фотоплёнку и размер кадрового окна от 4,5×6 сантиметров до 6×9 см. Самыми распространенными байонетами данных объективов являются «Байонет Б» и «Байонет В». Встречаются весьма интересные стекла данных форматов.

«Байонет Б» (за рубежом известен также как Байонет Pentacon Six , P6 , Exakta 66 ) является более распространенным. Преимущество этого байонета в том, что в продаже есть большой ассортимент как старых переходников (самый распространенный на Nikon F) так и современных, в основном китайских, практически на любую 35 мм систему. Цену этих переходников умеренной назвать нельзя, но они все же находятся в относительной финансовой доступности и по цене составляют до половины цены объектива.

«Байонет В» (совпадающий по форме и размерам с ранним байонетом Hasselblad, известен как Kiev -88 и крайне редко Zenith-80 ) такого широкого распространения не получил. И если среди объективов для «Байонета Б» весьма широк выбор «иномарок», то тут подавляющее большинство стекол советского производства. Переходники под «Байонет В» очень редкий и дорогой товар (особенно оригинальный советский КП-88/Н, рис 1). При этом стоит учесть, что найти переходник на систему отличную от Nikon F крайне сложно, и владельцам других систем придется «городить» двойной переходник. На момент написания статьи на ebayобнаружено только 2 предложения на переходник «Kiev88->NikonF»: за 67$ обычный и за 145$ с функцией «Tilt» (смещение). На avito и molotok предложений не было!

Рис. 1. Оригинальный советский переходник КП-88/Н.

Прошу обратить внимание, что при поиске данных переходников необходимо помнить: Киев-88 (Kiev-88) это «Байонет В», а вот Киев-88С, Киев-88СМ и Киев-60 (Kiev-88С, Kiev-88CM, Kiev60) это уже «Байонет Б»!

В продаже также встречается переходник (я бы сказал переходное кольцо) с «В» на «Б». Идеология данного изделия такова - за счет более короткого рабочего отрезка системы «Б», возможно на объектив системы «В» «навернуть» (там, кстати, резьба) переходное кольцо на «Б», и воспользоваться переходником с «Б» на вашу систему. Решение громоздкое и не оригинальное. К цене переходника с «Б» на вашу систему стоит прибавить 37$ (одно предложение на ebay) за тоненькое металлическое кольцо!

В интернете есть несколько ресурсов, на которых описан процесс изготовления самодельных переходников с использованием макроколец системы «В» и адаптера КП-А/Н. Цена на адаптер КП-А/Н известна, а макрокольца системы «В» стоят ни как не меньше 50$. Поэтому изготовление переходника по этому сценарию уместно, если (как автора одной из статей) у вас «завалялось» макрокольцо «19» с байонета В. Наличие токарного станка или хотя бы наждачного круга обязательно.

В данной статье представлен опыт изготовления байонета «В» из задней крышки объектива. Большинство объективов (рис. 2) продается в комплекте с задней крышкой (рис. 3).

Рис. 2. Объектив Мир-3 с задней крышкой.

Рис. 3. Крышка задняя объектива с байонетом "В".

Задняя крыша накручивается на объектив по резьбе и сидит достаточно жестко. Тенденции к самооткручиванию (например, как у китайских крышек на NikonF, которые откручиваются сами по себе) не наблюдается. На вид пластмасса достаточно тонкая. Но учитывая солидный возраст (44 года) и отменное состояние можно сделать вывод о ее высоком качестве. Пластмасса не хрупкая, при сверлении не раскалывается, прочность не внушает сомнения.

Перед процессом изготовления переходника необходимо подобрать детали и комплектующие таким образом, чтоб длина готового переходника была приблизительно равна исходному или немного меньше его. Самое главное, чтоб она не оказалась больше - в данном случае бесконечность окажется нам недостижимой. При меньшей длине особых проблем не возникнет, в качестве неудобства будем иметь перелет за бесконечность и увеличение МДФ. В итоге процесс подбора деталей весьма творческий, похож на сооружение детской пирамидки.

При подборе комплектующих возможны различные варианты. Гарантированно необходим только переходник М42-Никон (или на любую другую систему). Желательно наличие металлического закладного кольца для расположения его с внутренней стороны, с целью зажать тонкую пластмассовую крышку между ним и переходным кольцом, распределив нагрузки от крепежа (рис. 4).

Рис. 4. Закладное кольцо

Далее, проблему подбора нужного размера можно решить с помощью металлических или пластиковых проставок (колец), макроколец и т.д. Конкретно в моем случае было реализовано два варианта. Первый с использованием макрокольца длиной 13 мм (Рис. 5). И второй вариант - с дополнительной плоской фторопластовой проставкой в 2,5 мм и макрокольцом в 11 мм. (рис. 6) Первый вариант был забракован по двум причинам. Во-первых, не хватало около 1 мм до эталонной толщины, во вторых использовалось макрокольцо из набора дорогих автофокусных колец. У варианта 2 основным недостатком является лишний элемент - белое фторопластовое кольцо. Но другим способом набрать необходимую величину было трудно, так как среди ходовых размеров дешевых неавтофокусных макроколец размер в 14-15 мм обнаружить не удалось.

Рис. 5 Вариант 1 в сравнении с фирменным переходником

Рис. 6 Вариант 2 в сравнении с фирменным переходником

Собственно сам процесс изготовления достаточно прост. Необходимо вырезать в заднем торце крышки отверстие диаметром 42 мм. (рис 7) Данное отверстие желательно просверлить по центру с максимально возможной точностью.

Рис. 7 Крышка задняя с отверстием диаметром 42мм.

Далее просверлить отверстия под крепеж в переходном кольце, и используя его как кондуктор просверлить крышку, внутреннее закладное металлическое кольцо, и при необходимости кольца-проставки. В адаптере необходимо обеспечить скрытое положение крепежа - чтобы было возможно воспользоваться байонетом по назначению. Крепление (стягивание) пакета закладное кольцо+крышка+(проставка)+адаптер можно осуществить как винтами так и заклепками. (рис. 8)

Рис. 8 Адаптер М42-NikonF приклепанный к крышке.

Данный переходник предназначался для объектива Мир-3, имеющего "заводную" диафрагму. Спуск диафрагмы находится крайне неудобно. В случае использования штатного адаптера спуск диафрагмы становится недоступным. При изготовлении адаптера из задней крышки отверстие для спуска можно предусмотреть. Но и при этом использовать спуск неудобно - приходится ногтем зацеплять глубоко утопленный курок. (рис. 9)

Байонет - это научное название крепления объектива для фото- и видеотехники. Он может представлять собой систему креплений или специальный узел, с помощью которого на фотоаппарат монтируют объектив. Ведущие компании, производящие фотоаппараты, разработали собственные стандарты креплений, поэтому часто байонет одной фирмы несовместим с другой. Впрочем, есть стандартизированные системы и дополнительные устройства (например, переходник-байонет), позволяющие устанавливать оптику от разных фирм. Наиболее распространенные типы байонетов: Nikon F, Canon EF и Sony E.

Байонет F компании «Никон»

С развитием фотографии стало понятно, что штатная оптика, намертво соединенная с корпусом устройства, не в состоянии удовлетворить творческие задумки профессионалов. Выход нашли в использовании сменных объективов. Фирма Nikon стала одной из первых, кто ввел стандарт фиксации съемных объективов. Тип байонета, введенный компанией «Никон» в 1959 году, представляет собой байонетное используемое для соединения 35-мм фотокамеры (body) и объектива.

Объективы с оригинальной системой F-байонет интенсивно использовались до 1977 года, пока не появился совместимый с ними элемент типа AI. Даже современные могут быть использованы с прибором типа F и прекрасно работают со старыми камерами, хотя монтаж может потребовать незначительных механических доработок.

Принцип действия

Байонет - это достаточно простое устройство. Для того чтобы подсоединить объектив типа F к камере, нужно вручную совместить выступ на объективе с усиком системы замера экспозиции, который был зафиксирован в позиции диафрагмы f/5,6. Позже объективы этого типа также стали называть pre-AI или non-AI.

Совместимость

Объективы типа байонет Nikon F прекрасно работают со всеми современными камерами Nikon как минимум в режиме ручного выбора экспозиции, особенно если доработать их для совместимости с байонетом AI. В этом случае работа режимов будет зависеть от модели камеры. Матричный замер экспозиции требует особой модернизации байонета, поэтому он, как правило, не работает с такими объективами, даже если их доработать до стандарта AI.

Особенности конструкции

Уже начиная с объективов, оснащенных системой байонет Nikon F, компания использовала механизм прыгающей диафрагмы. То есть эта деталь является постоянно открытой при наведении на резкость и закрывается только за мгновение до момента фотографирования. Благодаря этому изображение в видоискателе не темнеет и не затрудняет наведение, даже если кольцо диафрагмы переведено в закрытое положение. Конструктивно это реализовано в виде рычага, встроенного в гнездо камеры, который опускается перед тем как сделать снимок. В объективе освобождается другой рычаг, который под действием пружины закрывает лепестки диафрагмы.

Байонет Nikon типа AI

AI (Automatic Indexing) - усовершенствованная версия первого байонета Nikon F - была предложена в 1977 году. Поклонники продукции «Никон» ждали обновленную систему, позволявшую быстрее проводить смену оптики. Порою шедевр от посредственной фотографии отделяет несколько упущенных секунд, впустую потраченных на замену объектива. И фотогигант представил новый байонет. Это модернизированная конструкция, позволившая ставить объектив одним движением руки и не тратить время на попадание кольцом диафрагмы в индексный усик.

При использовании на современных камерах AI-объективы могут работать в таких режимах, как ручной (M) и приоритета диафрагмы (A) с измерением экспозиции точечно или по центру. Некоторые камеры также могут применять метод матричного замера.

Объективы старого типа (F) очень легко доработать до AI путем наращивания выступления, которое, задевая за рычаг в байонете камеры, сообщает о позиции кольца диафрагмы.

Нововведения

Ожидалось, что основным нововведением будет установление механических рычагов, которые должны сообщать камере о объектива. Специалисты предполагали, что новые камеры «Никона» будут каким-то образом использовать эту информацию. Но модернизированного байонета это не коснулось. Конструкторы пошли другим путем: современные объективы передают необходимую информацию с помощью электроники. Данный способ оказался значительно дешевле и надежнее. AI-объективы сейчас продаются за бесценок, хотя они мало уступают современным AI-S (например, у них отсутствует режим быстрой программы).

На территории СССР и Украины 35 мм камеры и объективы, совместимые с байонетом Nikon AI, выпускал киевский завод «Арсенал». Среди камер были следующие:

  • «Киев-17»;
  • «Киев-20»;
  • «Киев-19»;
  • «Киев-19М»;
  • Линейка объективов Arsat.

Байонет типа Nikon AI-s

Это следующий этап эволюции съемных объективов. Такое устройство используется и сегодня. От AI его легко отлить по специфическому округленному вырезу на байонете, имеющейся на хромированном кольце шкале (в AI поверхность черная), нанесенном оранжевой краской обозначении минимальной диафрагмы.

Литера «S» обозначает, что коэффициент закрывания диафрагмы линейно влияет на отклонения рычага-индикатора диафрагмы в байонете. Благодаря нововведению в камерах с автофокусом точность измерения диафрагмы значительно повысилась. Для моделей с ручным управлением данное усовершенствование значения не имеет.

Совместимость с предыдущими типами

  • Все AI-S-объективы совместимы с AI-объективами.
  • Все AF, AF-I и AF-S-объективы также совместимы с системой байонет AI-S.
  • Все AI-S-объективы работают на «зеркалках» Nikon как минимум в ручном режиме.
  • Большинство зеркальных камер «Никон», включая цифровые, могут функционировать в режиме приоритета диафрагмы, кроме ряда устройств любительского уровня.

Прежде чем планировать покупку, ознакомьтесь с инструкцией пользователя камеры, где всегда подается информация о поддержке конкретных типов объективов.

Байонет типа P

Этот гибридный стандарт был введен в 1988 году специально для длиннофокусных ручных объективов, которые должны были удержать позиции Nikon до момента, пока длиннофокусные AF-объективы не приобретут массового распространения. На тот момент лучшими «автофокусниками» были модели с параметрами 300 mm f/2 8.

Nikon выпустил немного объективов типа P. Среди них 500mm f/4 P (1988 г.); 1200-1700 mm f/5,6-8,0 P ED; 45mm f/2,8 P.

Объективы типа P являются ручными AI-S с несколькими добавленными электронными контактами байонета AF. Такой подход дал возможность использовать режим матричного замера экспозиции, который только появлялся на автофокусных камерах.

Байонет типа AF

Никоновские автофокусные объективы AF (кроме AF-I и AF-S) наводятся на резкость благодаря вращению двигателя в камере, которое передается через специальный механизм в съемный объектив. Фотографы подобный механизм называли «отверткой». Сейчас эта система выглядит примитивной по сравнению с автофокусной системой Canon, но такая конструкция позволила в далеком 1980-м сохранить полную совместимость с неавтофокусными объективами. Все автофокусные устройства (в том числе AI-S) прекрасно работают на неавтофокусных камерах. Однако аппараты, не поддерживающие AI, все же потребуют доработки.

Байонет типа AF-N

Обозначение AF-N было введено только чтобы отличать AF-объективы старых серий от более новых. После выпуска первых AF-объективов «Никон» решил, что имея такую ​​удобную технологию, никто больше не будет фотографировать в ручном режиме. Поэтому первые AF-объективы оборудовались тоненьким неудобным кольцом ручной фокусировки, которым пользоваться было практически невозможно. Однако выяснилось, что фотографам больше нравятся старые добрые широкие прорезиненные кольца фокусировки. Поэтому инженеры вернули их назад на автофокусные объективы и назвали новые модификации AF-N. Современные объективы оснащены удобными кольцами фокусировки, поэтому обозначение AF-N к ним больше не применяется.

Байонет типа AF-D

Объективы этой категории сообщают «интеллекту» камеры о расстоянии, на которое они сфокусированы. Теоретически в специфических ситуациях это должно помочь системе матричного замера определить экспозицию точнее, особенно при использовании вспышки. Но на практике байонет AF-D имеет больше маркетинговое значение, чем практическое. Более того, наличие AF-D может даже вызвать неправильное определение экспозиции, если вспышка и матрица (пленка) находятся на разных расстояниях от объекта съемки.

Скорость фокусировки не имеет ничего общего с наличием или отсутствием поддержки байонета AF-D. Просто это более новые объективы, поэтому функционируют они быстрее, чем предшественники. Все AF-D-объективы, так же, как AF и AI-S, прекрасно работают на неавтофокусных камерах.

Canon EF

Байонет - это не эксклюзивная концепция фирмы «Никон». Другие компании также разрабатывали свои системы крепления сменных объективов. Извечный конкурент - компания Canon - также славится продуманными типами конструкций байонета. В то время, когда Nikon продвигал систему AI-S, «Кэнон» презентовал отличный байонет EF.

Байонет Canon появился впервые на камере EOS 650 в 1987 году, когда компания запустила в серию автофокусные зеркальные камеры. Данный элемент отличался от аналогов, прежде всего, наличием электрических контактов, по которым в объектив передавалась информация по управлению. При этом в байонет EF от механического управления диафрагмой, привода автофокуса и некоторых других свойств отказались. Значительно позже подобный вариант управления использовал Olympus в системе Four-Thirds.

Canon EF-S

Вариант EF-S предусматривает короткий отрезок от задней линзы до сенсора изображения. Он является частично совместимым со стандартом EF, поскольку объективы с байонетом EF могут использоваться в камерах с байонетом EF и EF-S.

Байонет E компании Sony

Байонет E представляет собой фирменное крепление разработки «Сони» для объективов к беззеркальным фотокамерам серии Alpha NEX и к видеокамерам NXCAM. Это достаточно свежая разработка, внедренная в 2010 году и реализованная впервые в продуктах серии Sony α (фотокамеры NEX-3, -5). Особенностью соединения системы байонета E является десятиконтактный цифровой интерфейс.

Байонет с индексом «E» используется в беззеркальных компакткамерах, оснащенных матрицами, выдающими качество снимков на уровне «зеркалок». Одновременно для зеркальных фотоаппаратов инженеры «Сони» применяют байонет A для передовой сменной оптики с системой полупрозрачных зеркал. Две системы помимо некоторых особенностей конструкции отличаются величиной рабочего отрезка. Это расстояние от фокальной плоскости (матрицы) до конца объектива. В зеркальных камерах матрицу и объектив разделяет зеркало, поэтому рабочий отрезок получается большим, увеличивается физический размер сменной оптики. Для устройства байонет E зеркало не требуется, поэтому объективы гораздо легче и компактнее.

Совместимость с продукцией других производителей

На удивление японские конструкторы не пошли по собственному пути, а выбрали стратегию открытости. Особенности такой разработки, как байонет Sony E, позволяют выпускать специализированные адаптеры, подсоединяющие объектив практически с любым современным креплением от следующих компаний:

  • Pentax;
  • Olympus;
  • Nikon;
  • Leica;
  • Hasselblad;
  • Exakta;
  • Minolta AF;
  • Canon EF;
  • Contarex;
  • Contax;
  • Rollei;
  • Микро 4:3;
  • Резьбовые T-mount, тип C, M39×1, M42×1 и другие.

В 2011 году компания открыла особенности такого устройства, как байонет Sony, что позволяет сторонним фирмам производить собственные объективы под японские фотокамеры.

Вывод

На первый взгляд байонет не является технически сложной конструкцией. Однако этот узел выполняет несколько важных функций. Он позволяет менять типы объективов в зависимости от выполняемых задач, и чем продуманнее конструкция, тем быстрее и удобнее происходит замена оптики. Вторая важная задача - передача цифровой информации в современных камерах посредством электрических контактов на объективе и байонете, что позволяет объективу и фотоаппарату синхронизироваться для получения максимально качественных снимков и видеокадров.

/ Байонеты /

Байонет (от французского baionnette - штык) - способ крепления объектива на фотоаппарате и предназначен для быстрой смены объективов. Это разъёмное соединение, при повороте которого деталь с выступом входит в деталь с вырезом, и стопорится. У каждой камеры и объектива имеется подобная "деталь" и речь идёт о механической совместимости. Т.е. объектив с байонетом F подойдёт только к фотоаппарату с байонетом F — его не поставишь на фотокамеру Canon и наоборот. Даже техника одной и той же фирмы не всегда совместимы друг с другом.

Важной характеристикой байонета является рабочий отрезок, который равен расстоянию от плоскости крепления объектива до плоскости плёнки или матрицы. Возможна установка объектива одной системы на камеру другой системы через переходник, если рабочий отрезок объектива больше чем у камеры.


Байонет KAF-2 (разновидность байонета K Pentax). Видна красная метка, которая служит для совмещения с такой же меткой объектива при его установке. Слева внизу — группа из 7 контактов для передачи в камеру информации о фокусном расстоянии, состоянии диафрагмы, расстоянии до объекта съемки и т.д. Справа внизу видна отвёртка автофокуса. Остальное — крестообразные винты крепления.

Байонеты и рабочий отрезок

Байонетное крепление Рабочий отрезок Размер матрицы
Байонет F (Nikon) 46,5 мм 36x24 мм
Байонет K (Pentax) 45,5 мм 36x24 мм
Байонет EF (Canon) 44 мм 36x24 мм
Байонет EF-S (Canon) 44 мм 22,3x14,9 мм
Байонет A (Sony) 44,5 мм 36x24 мм
Байонет E (Sony NEX) 18 мм 23,4x15,6 мм
Байонет 4:3 (Olympus) 38,67 мм 17,3x13 мм
Байонет Micro 4:3 (Olympus) 20 мм 17,3x13 мм
Байонет NX (Samsung) 25,5 мм 23,4x15,6 мм

Байонет F (Nikon)

Байонетное соединение объектива и зеркальных фотоаппаратов фирмы Nikon (с 1959 года и по настоящее время). Рабочий отрезок байонета: 46,5 мм. Байонет предназначен для 35 мм фотокамер. За всю историю фототехники лишь два крепления сумели пережить внедрение автофокусной системы: Nikon F и байонет К от Pentax. Все другие крепления утратили совместимость с ранее выпущенной техникой и были заменены. Поэтому вполне можно установить старый "плёночный" (т.е. полнокадровый) объектив F на цифровой фотоаппарат Nikon с меньшей матрицей (формата APS-C). Но в случае с камерами D40, D40x и D60 фокусироваться придётся вручную (в этих камерах "для удешевления" убрали вал (т.н. "отвёртку") привода автофокуса) — и получилась "новая камера с новыми возможностями!" :)

Полезно учитывать тем, кто уже имеет набор старых полнокадровых объективов, в т.ч. и советские линзы с байонетом H (подойдут для никоновского байонета F). Например, Зенитар Н, Гелиос Н и другие.

Можно наоборот — установить объектив, выпущенный под фотоаппарат с меньшей матрицей (формата APS-C) на полнокадровую зеркалку Nikon. Мы вообще живём в свободном обществе, где можно всё!:) Но при этом объектив будет давать сильное затемнение по углам кадра:) Это естественно, ибо эти линзы кроют меньшее поле, чем 36х24 мм.

Байонет K (Pentax)

Стандартизированное крепление объектива для 35 мм пленочных и цифровых однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Рабочий отрезок байонета: 45,5 мм. Предложен фирмой Pentax (в то время Asahi Optical) в 1974 году в качестве основы для единого стандарта, который до сих пор используется для всех выпускаемых Pentax малоформатных зеркалок. Кроме того, с байонетом "K" выпускалось и выпускается до настоящего времени множество других камер и объективов сторонних разработчиков: Зенит, Cosina, Vivitar, Sigma, Samsung, Tamron, и другие. Я снимал на камере Pentax K10D объективом Гелиос 44к-4 58/f2 (буква "К" в названии как раз и говорит о байонете К) и не знал проблем ни с автофокусом, ни с диафрагмой. Копеечная советская оптика может давать вполне приличные результаты, если её использовали и хранили должным образом.

У Pentax и на поздних модификациях байонета (KAF, KAF-2) есть поддержка объективов без ультразвукового мотора, т.е. всех автофокусных объективов, которые были выпущены компанией для 35мм. Всё остальное аналогично Nikon: "маленькие" объективы можно поставить на "большие" камеры (с кадром 36х24) и также снимать дозволено — имея виньетирование по углам. А вот "большие" объективы (кроющие поле 36х24) можно без проблем использовать на цифровых фотоаппаратах с меньшей матрицей (формата APS-C).

Байонеты Canon

Фирма отказалась от старых байонетов (R, FL, FD, FDn), имеющих подвижные механические соединения между камерой / объективом и перешла на электронное управление через специальные контакты, с помощью которых электроника камеры производит фокусировку объектива и управляет диафрагмой. Зеркалки Canon имеет 2 типа байонетов обозначаемых EF и EF-S.
Байонет Canon EF
Canon EF - байонетное крепление объектива полнокадровых (35 мм) фотоаппаратов Canon EOS, а также название соответствующих объективов. Рабочий отрезок - 44 мм. Диаметр байонета 54 мм, тип крепления - штыковой (три несимметричных направленных внутрь лепестка). Название EF происходит от английского Electro-Focus.
Байонет Canon EF-S
- байонет, разработанный для использования с фотоаппаратами Canon EOS с меньшей матрицей (формата APS-C). Рабочий отрезок: 44 мм. Буква «S» в названии EF-S означает «Short back focus». Это подразумевает, что объективы EF-S не могут устанавливаться на камеры с байонетом Canon EF, т.к. задний оптический элемент объектива EF-S расположен ближе к матрице, чем в полнокадровых (EF) зеркальных фотоаппаратах и может упереться в зеркало. Практически специальный предохранитель не позволит вам установить эти объективы, чтобы не нанести повреждение. Здесь речь идёт о полной несовместимости.

Байонет Minolta A (Sony A)

Байонет Minolta A обеспечивает электрическую и механическую связь камеры с объективом. Рабочий отрезок 44.5 мм. Этот байонет нашёл применение в фотоаппаратах, выпускаемых с 1985 года компанией Minolta, позже - Konica Minolta и в настоящее время - Sony. Все объективы и камеры с байонетом Minolta A выпущенные с 1985 года компаниями Minolta, Konica Minolta и Sony совместимы между собой. Некоторые объективы и камеры имеют ограничения (снимать будут, но определенные функции могут быть недоступны). Для байонета Minolta A также выпускаются объективы от сторонних производителей, таких как Tamron, Sigma, Tokina.

Байонет E (Sony NEX)

Байонетное крепление объектива для беззеркальных фотокамер серии Alpha NEX компании Sony. Рабочий отрезок 18 мм. Впервые байонет "E" был реализован в камерах серии Sony NEX (NEX-3 и NEX-5) в 2010 году. Крепление включает цифровой контактный интерфейс для управления объективами Sony. Эта система призвана не уменьшая матрицы уменьшить габариты и вес корпуса цифровых фотоаппаратов за счёт удаления из конструкции камеры механизма подъёма зеркала и зеркального видоискателя. Вместо него используется электронный видоискатель, или режим просмотр на экране как в мыльницах. Это дает ряд преимуществ, таких как 100-% соответствие будущего снимка наблюдаемому изображению, усиление изображения в условиях низкой освещённости, возможность вывода большого количества служебной информации в поле зрения. Недостатки фокусировки по экранчику тоже известны — потеря скорости фокусировки. Разумеется, эти объективы не подойдут к байонету Sony A и наоборот (только через дорогостоящий адаптер). Если эти недостатки удастся когда-либо устранить, то смысл у новой системы появится и зеркалки Sony потерпят крах:)

Байонет Four Thirds System (Стандарт 4:3)

4:3 стандарт крепления объективов для цифровых зеркальных фотокамер, созданные компаниями Olympus и Kodak. Тип крепления: трёхлепестковый байонет, рабочий отрезок: 38,67 мм, размер сенсора: 17,3х13 мм. Название — от соотношения сторон 4:3. Кроп = 2, площадь матрицы примерно в 4 раза меньше площади 35 мм плёночного кадра. Стандарт 4:3 не основывается ни на каком предыдущем стандарте и подразумевает полную совместимость камер и объективов от разных производителей. Этот байонет был поддержан фирмами Kodak, Fujifilm, Leica, Olympus, Panasonic, Sanyo и Sigma. Впрочем, Кодак уже ничего не поддерживает, поскольку разорился:) А вот остальные японские гранды — Canon EF, Nikon F, Pentax K и Sony A (Minolta) — "совмещаться" не торопится, и более совместимы с плёночными камерами.

Минусы системы 4:3 сводятся по сути к маленькой матрице: выше шумы, а большая ГРИП затрудняет фотосъёмку портретов. Плюс 4:3 — большая ГРИП облегчает съёмку пейзажей:)

Байонет Micro Four Thirds System (Olympus и Panasonic)

Стандарт Микро, созданный фирмами Olympus и Panasonic в 2008 г. для разработки и производства совместимых цифровых фотоаппаратов, видеокамер и оптики к ним. Байонеты Микро 4:3 имеет уменьшенный диаметр и рабочий отрезок (20 мм) по сравнению с байонетом 4:3. Стандарт включает байонет с электронным интерфейсом и является модификацией стандарта 4:3, но не является открытым стандартом (не удовлетворяет требованию свободного использования любым производителем). Размер сенсора остаётся тем же, что и в системе 4:3. Стандарт Микро призван уменьшить габариты и вес корпуса цифровых фотоаппаратов за счёт удаления из конструкции камеры механизма подъёма зеркала и зеркального видоискателя без потери качества получаемых снимков. По этой причине рабочий отрезок уменьшается в два раза, толщина корпуса фотоаппарата соответственно уменьшается. Вместо зеркального видоискателя используется электронный или режим просмотр на экране как в мыльницах. Недостатки фокусировки по экранчику тоже известны — потеря скорости фокусировки. Разумеется, объективы Микро не подойдут к байонету 4:3 и наоборот (только через дорогостоящий переходник!). Так как рабочий отрезок фотоаппаратов Микро 4:3 составляет всего 20 мм, в качестве сменных могут быть применены объективы многих производителей (только через соответствующий адаптер!), однако применение адаптеров не гарантирует сохранения функций автофокусировки, стабилизации изображения и автоматики диафрагмы. Если все вышеперечисленные недостатки удастся когда-либо устранить, то смысл у новой системы появится и зеркалки Olympus и Panasonic потерпят крах:)

Байонет NX (Samsung)

Байонетное крепление объективов для беззеркальных фотокамер серии NX компании Samsung с матрицей 23,4х15,6 мм. Рабочий отрезок: 25,5 мм. Samsung выпускает специальный адаптер для объективов с байонетом K (Pentax).

Резьбовое соединение M42х1

Устаревшее резьбовое соединение объектива и зеркальных фотоаппаратов с диаметром резьбы 42 мм и шагом резьбы 1 мм. Рабочий отрезок 45,5 мм. Разработано немецким инженером Зигфридом Бёмом в 1947 году. Кроме фотоаппаратов, резьбовое соединение M42х1/45,5 применялось на кинокамерах "Красногорск-3" производства КМЗ. Рабочий отрезок крепления М42х1 равен рабочему отрезку байонета "К" (Pentax) - 45,5 мм. Это даёт возможность использовать через адаптер-переходник объективы с резьбовым креплением M42х1 с ручным управлением диафрагмой. Pentax, КМЗ, ЛОМО и другие производители поставляют адаптеры для установки объективов с резьбовым креплением M42х1 на камеры с байонетом К. Недостатки резьбового крепления объектива относительно байонетного крепления:
менее оперативные установка и снятие объектива с камеры;
неоднозначность положения управляющих элементов объектива при соединении с камерой.
М42 внедрено в СССР на серийной модели «Зенит-Е» с 1967 г. до этого на зеркалках был стандарт M39х1/45,2 который и заменили на М42, т.к. резьбу M39х1/45,2 путали с резьбой M39х1/28,8 для дальномерных камер.

M39х1/28,8

Рабочий отрезок 28,8 мм. Распространён как резьбовое соединение дальномерных фотоаппаратов ФЭД, «Зоркий» и «Ленинград».


На этой странице очень часто повторяется слово "стандарт". Поскольку большинство из "стандартов" не подходит к другому без переходников, адаптеров, и прочих ограничений, а то и вовсе не подходит, то единого стандарта нет, а несовместимость объективов с фотоаппаратами вредят фотолюбителям. Нередко, даже аккумуляторы одной и той же фирмы не подходят к разным фотокамерам (той же фирмы!), чтобы потребитель не мог воспользоваться ничем из купленного ранее, не заплатив за это ещё раз! Такие, с позволения сказать, стандарты наносят вред обществу, природе (отходов больше), тормозят развитие прогресса (далеко не только в фототехнике) и, самое главное, подрывают веру в светлое будущее человечества! :)